Пресса ↑

2012.11.16 На русской яхте звучит саксофон

Газета "Выборг" №179 (16933) 16.11.2012

Ссылка на статью



Круто поменялась она однажды и у нашего героя. В декабре 1991 года Казахская ССР объявила о своём выходе из СССР. И началось...
Откуда-то появились нахальные молодые казахи, которые стали оказывать неуважение пожилым русским, началось притеснение на рабочих местах. Словом, история типична для всех бывших союзных республик, переселен- цев из которых сегодня немало в Выборге. На тот момент музыкант и аранжировщик, руководитель и дирижёр духовых и эстрадных оркестров Василий КАБАЛИН был художественным руководителем Дворца культуры Академгородка Всесоюзного научно-исследова- тельского института зернового хозяйства под Цели­ноградом (ныне Астана). Возможности для творчества и самореализации там были очень широкие. Василий не только писал музыку для самодеятельных коллективов, но и создавал целые театрализованные представления, приносившие победы на районных и областных конкурсах, - рок-баллады с участием хоров, ВИА, оркестров. Буквально в последние годы существования СССР закончил единственный в стране Педагогический институт культуры в Чимкенте. Стал преподавать в Целиноградском музыкальном училище. В общем, жизнь удалась. И тут - вынужденный отъезд из родных мест, необходимость начинать всё сначала.

Судьба забросила в Выборг, город, в котором когда-то побывал и уже не смог забыть. Шёл 1995 год. Где было работать музыканту в то смутное время, чем кормить семью? Вот тут и пригодилось Василию... программирование. Ещё в Казахстане увлекался радиоэлек­троникой, а с появлением компью­теров начал писать программы под DOS, потом под Windows. Его автор­ская программа "Директор" для учёта товарооборота, созданная когда-то для одной фирмы, пережила уже несколько обновлений и до сих пор активно используется предпринимателями. - Не даром говорят: искусство программирования. Казалось бы, два совершенно разные понятия. Но мне это близко: так же, как при написании музыки, при написании программы ты решаешь, какой применить алгоритм. А уметь выбрать из множества вариантов решений одно - уже искусство.

От официальной культуры быв­ший член республиканского жюри теперь далёк: здесь, в Выборге, Василий уже много лет работает системным администратором в БТИ. А свободные часы для Василия - это музыка, с которой связана вся сознательная жизнь. Судьбу его когда-то определил руководитель школьного духового оркестра. Дело было под Хабаровском, куда роди­телей командировали из Целино­града на очередную всесоюзную стройку. Оркестр существовал при районной школе-интернате, где учи­лись дети из таёжных посёлков. И вот руководитель оркестра, увидев в мальчике талант, настоял, чтобы тот поступил в Хабаровское училище искусств. Первые два курса Василий осваивал гобой и уже играл в симфоническом оркестре, но с третьего взял в руки саксофон, и больше уже никогда не выпускал... Кабалина можно назвать человеком-оркестром: он играет практически на всех клавишных и духовых инструментах, но саксофон любимый.

- Я часто спрашиваю своих слушателей: а знаете ли вы, что саксофон - это единственный инструмент, который был изобретён? (Остальные развились и усовершенствовались из народных, примитивных инструментов.) Бельгиец Адольф Сакс в 1842 году изобрел саксофон для симфонического оркестра: новый инструмент стал связующим звеном между медными (трубы, валторны, тромбоны) и деревянными (кларне­ты, гобои, фаготы, флейты) духовыми. Сам по себе саксофон медный инструмент, а звук из него извлекается при помощи тросточ­ки, как у деревянных.

Как же Василий находит своих слушателей, спросите вы? Он идёт к ним сам. Если денёк выдаётся погожий и настроение хорошее, играет для прохожих на Красной площади, в парке или где-нибудь у залива.

- Иногда прихожу в такое место, где совсем никто не ожида­ет услышать живую музыку, например, в какую-то закусочную или ночной клуб. Мне нравится видеть радостное удивление на лицах людей.

Василий Кабалин - постоянный участник различных музыкальных фестивалей - "Серенады выборгского замка", "Дети холмов", "Люди", "Ночной вояж"... Первых выборгских поклонников обрёл он когда-то в рок-клубе "Кочегарка", и сейчас, много лет спустя, это его любимое место отдыха. - В "Кочегарке" я познакомился. с тогда еще молодым Алексеем Марковым, который спустя годы стал ведущим солистом Мариинского театра. На одном из моих дисков звучит "Ода Выборгу" в исполнении Алексея. В 2009 году Василий Кабалин стал лауреатом международного конкурса авторских сочинений "Инкогнито". Жюри, состоявшее из представителей разных стран, при­судило первое место его произведе­нию "Игра без правил" и третье - "Звёздному страннику". В его репертуаре почти 300 про­изведений разных жанров. Василий пишет и электронную музыку, но в последнее время интересуется больше классикой, а именно музы­кой эпохи барокко: Бах, Гендель, Вивальди. В этом стиле написано и его полифоническое произведение "Выборгский канон", принесшее Василию в этом году диплом пре­стижного Международного конкурса композиторов имени Юрия Фалика, проводившегося в Санкт-Петербурге.

Откуда приходит вдохновение? Выборг даёт его, Выборг и море. - Наверное, я в прошлой жизни был моряком. Меня не укачивает даже когда волны выше мачты. Я благодарен Марату Егорову, бывшему в то время руководителем народного ансамбля "Сурамень", за знакомство с настоящими морскими волками - Владимиром Умоли­новым, Константином Скрябиным, Михаилом Марковичем, Георгием Маклаковым. Однажды мы впятером совершили большое путешествие на яхте "ИРАВИКА" - Швеция, Норвегия, Дания...

Рассказывает капитан яхты Владимир Умолинов:

- Запомнился один случай. Мы делали переход по Гёта-каналу (Швеция). Он снабжён системой многочисленных шлюзов. А вдоль канала - множество разных заве­дений, где отдыхают люди. Атмо­сфера очень приятная. Так вот, мы, как бурлаки на Волге, тянем яхту с одной ступени шлюзов на другую, а Вася сидит на корме и играет. Услышав, что на русской яхте играет саксофонист, народ на берегу стал переходить за нами от шлюза к шлюзу, из кафе в кафе. Публики собралось на целый концерт. Так было все четыре дня, пока шли до Гётеборга. Когда же канал был пройден, к нам подошли представители администрации шлюзов и подарили Василию плю­шевого енота с вышитой золотой надписью Gotakanal. "Такого у нас ещё никогда не было!" - сказали они...

- Приходите меня слушать, - говорит Василий Кабапин. - Я не считаю себя суперсаксофонистом, просто играю от всей души, всегда как в последний раз. Где меня найти? Просто наберите в любом поисковике "Василий Кабапин"!


Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Нет комментариев

Добавить комментарий