Пресса ↓

Газета "Реквизит" 17 декабря 2015

Газета "Реквизит"

Смелость и Сингапур берёт






Его отлично знают как исполнителя, но мало — как композитора. Теперь будут знать!


Фото: Светлана Меликьянц








Сертификат победителя 1-го Фестиваля композиторов Азии в Сингапуре 2015 года получил Василий Кабалин за сочинение «Park Mon Repos». Его называют «народным артистом» — ведь именно народное признание помогло талантливому выборжанину присутствовать на фестивале и услышать свой двойной канон в исполнении сингапурского камерного ансамбля.


Пожалуй, нет ни одного жителя Выборга, кто хотя бы раз не слышал мелодичные звуки саксофона Василия Кабалина. Сотни раз он играл в парках, на набережных, участвовал в фестивалях всех музыкальных направлений, открывал «Серенады Выборгского Замка» с башни Святого Олафа. Но до недавнего времени почти никто не знал композитора Василия Кабалина, меж тем как им написано порядка ста оркестровых и фортепианных произведений. И на рояле он играет не хуже, чем на саксофоне.


— Я использую разные возможности, чтобы проверить свои способности, — говорит Василий. — В 2009 году отправил два оркестровых сочинения на международный конкурс, который проводился на сайте композиторов и аранжировщиков. Председателем жюри был американец, но, поскольку участники представляли произведения инкогнито, политика не смогла вмешаться в подведение итогов, и композиции Кабалина заняли первое и третье место. Однако в этом году на конкурсе в Германии его красивый мелодичный «Либер-вальс» для двух скрипок не был оценен, возможно, из-за политической ситуации.


Василий Кабалин участвовал в Международном конкурсе композиторов имени Юрия Фалика, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2012 году. Там он представил «Выборгский канон» и вошел в число дипломантов. На заключительном концерте его сочинение исполнил Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга под управлением Ольги Рудневой. Это был первый опыт написания музыки для струнных инструментов. Затем появилось сочинение для двух скрипок и альта «Парк Монрепо». Композитор переработал и объединил оба произведения в двойной канон «Park Mon Repos», затем отправил партитуру и компьютерную версию исполнения в Сингапур. Единственный представитель России, он вошел в число шестнадцати победителей.


— Я не думаю, что мое сочинение выдающееся, скорее всего, жюри соскучилось по классике, устав от современной академической музыки, звучание которой нередко вызывает впечатление, что музыканты не владеют инструментами, — скромно шутит композитор.


Полифонию называют поэзией в музыке. Ее довольно жесткие правила затрудняют написание благозвучной мелодии, но ему эта задача удалось. Получилась перекличка духовой и струнной групп, в некоторых тактах звучат одновременно восемь голосов. Музыка передает смену настроения, природных пейзажей парка, в ней слышатся отголоски возвышенных устремлений владельцев усадьбы – трех поколений семьи Николаи. Василий смонтировал клип, иллюстрирующий музыкальное повествование, и снабдил его титрами на английском языке – своими размышлениями о неразрывности музыки и жизни.


Кстати, об английском. Василий в школе учил немецкий язык, было это больше сорока лет назад… Он называет себя авантюристом. Только представьте: человек отправляется на другой континент без знания какого-либо иностранного языка! Единственный его переводчик – Google. Но недаром говорится: «Смелость города берет». Василия поддерживало мысль о том, что на этом фестивале он единственный представлял не только Выборг, Ленинградскую область, но и Россию.


Друзья и поклонники развернули рекламную кампанию в социальных сетях и салонах связи, организовали благотворительные концерты, в одном популярном посещаемом месте стояла стеклянная емкость с наклейкой «Сбербанка». Все выборгские СМИ дали материалы об этом уникальном событии, сняла сюжет Ленинградская областная телекомпания. Помогали, сколько могли: от одного частного лица поступил взнос в 10 тысяч рублей, но сумма 96 тысяч скопилась из небольших пожертвований от сотен человек. Василий Кабалин выражает глубокую благодарность всем!



Он жил в Сингапуре шестнадцать дней в экономном режиме, не мог позволить себе, как другие участники, платные экскурсии. Ходил по городу. Облюбовал ботанический сад: вход свободный, ежедневно играет симфонический оркестр, в репертуаре которого и Чайковский, и Скрябин. Приехать пришлось заранее, необходимо было участвовать в репетициях камерного ансамбля, чтобы в первый день фестиваля на экваторе достойно представить Выборг и парк Монрепо.


О Сингапуре осталось много впечатлений. Труднопереносимой была жара при большой влажности. Ни ночью, ни во время частых ливней прохлада не наступала. Зато город и люди понравились. Чистоту обеспечивает штраф 1000 сингапурских долларов, жевательную резинку в страну ввозить запрещено. Строго охраняется нравственность: даже у себя дома никто не может ходить обнаженным – если с улицы заметят — тоже приличный штраф. Видел полицейских, которые ходят по трое, но никаких проверок не устраивают и в мирное течение жизни не вмешиваются. Всюду цивилизация, комфорт и спокойствие. А средний возраст жизни в Сингапуре 83 года.


P. S. Василий Кабалин приехал в Выборг двадцать лет назад как программист, хотя до этого играл и руководил оркестром в филармонии. Компьютерной грамотой овладел самостоятельно помимо среднего и высшего музыкального образования. Его торговой программой, написанной четверть века назад, еще до появления персональных компьютеров, пользуются и сегодня. Говорит: «Программирование и музыка близки: 5% математики и столько же музыкальной грамотности, остальное – искусство. Сочиняю музыку для себя, пишу программы для других, играю для всех». Если хорошее настроение, идет в парк. Сразу собираются слушатели, спрашивают: «Где шляпа?». А он играет не за деньги – птица не может не петь. С кем из пернатых мог бы сравнить себя? Ночью, когда открывается творчество, он – сова. Родители осваивали целину, и Василий до десяти лет жил в Целинограде, помнит, как заслушивался в степи голосами невидимых виртуозов. Поэтому днем себя ощущает жаворонком, поющим высоко в небе.


Текст и фото: Светлана Меликьянц.


Нет комментариев

Добавить комментарий